NMT_7088.JPG

Ансамбль бурятских народных инструментов

 

Автор А.В. Толстикова

Ансамбль «Степные напевы» создавался как самодеятельный в 1976 году. В 1991 году он приобретает статус Государственного коллектива и его основная деятельность направлена на возрождение и популяризацию традиционной культуры Прибайкальских бурят.

В первые годы творческой деятельности Ансамбля, оркестр народных инструментов был основным его составом. Весь репертуар концертных программ проходил в сопровождении оркестра, а так же его отдельных инструментов. Необходимо отметить, что первые годы оркестр народных инструментов представлял собой совместную игру русских народных и бурятских народных инструментов. В последнее десятилетие активно была проведена работа по замене инструментов на народные бурятские.

В культуре каждого народа свои этнические музыкальные инструменты, они являются и орудием воспроизведения музыки и в то же время является материальным предметом культуры. Исходя из этого, руководители ансамбля представляли традиционные музыкальные инструменты в качестве культурной символики и эстетического совершенства традиционной культуры прибайкальских бурят.

Творческая деятельность оркестра «Степных напевов», явное доказательство исторического системного формирования своей собственной этнической бурятской звуковой среды, формируемой своими собственными музыкальными инструментами. И следует говорить об имеющейся бурятской интонационно-акустической культуре. Основополагающим является понятие интонационно-акустической культуры - системное формирование звуковой среды представителями этноса в процессе социальной жизни. В этом определении намеренно отстраняется вопрос о музыкальной культуре , потому что в фольклорном самоопределение сибирских культур его нет, но общеизвестно, что бурятский народ( возможно единственный их всех коренных народов Урала и Сибири) у которого есть свое собственное фольклорное самоопределение такого определения как «Музыка»-«Хугжэм», адекватного известным определениям этого феномена в различных цивилизациях: древнекитайской- yayue, древнеиндийской – wadya, sangit тибетской – yang, арабо-исламской – musikiya и европейской music.

оркестр 2.jpg

Традиционный бурятский музыкальный инструментарий не так богат, как устное народное творчество. Бурятский фольклор состоит из мифов, улигеров, шаманских призываний, легенд, культовых гимнов, сказок, пословиц, поговорок, загадок. Исполняли улигеры речитативом улигершины – сказители.

 

 

 

 

В особенных случаях, устные повествования проходили под музыкальный аккомпанемент, учитывая, что Улигеры – эпические поэмы содержат от 5 тысяч до 25 тысяч строк, исполняемые до 8-10 часов, музыкальное инструментальное сопровождение должно было быть таким же долгим. Улигеры это сказания о подвигах, мифы и шаманские призывания. Первые упоминания об Улигерах восходит к временам Хуннского государства, западной окраиной которой являлась современная территория Иркутской области. Таким образом. Возможно утверждать о двух с половиной тысячелетней истории бурятского улигера и музыкальных инструментов сопровождавших их чтение.

С древних времен наиболее распространенным в практике народного музицирования является струнный смычковый инструмент хур. Игра на струнных смычковых инструментах соответствует восточному идеалу музицирования, в основе которого лежит вокальное одноголосие, высокоразвитое искусство импровизации. Это традиционный инструмент певца-сказителя.

Следует назвать еще такие инструменты, как аман хуур («губной варган»), а так же хэсэ (бубен), которые являлись неизменной принадлежностью бурятских шаманов.

В упомянутых выше устных повествованиях в формах Эпосов и Улигеров много уделяется внимание «Свистящим – Поющим Стрелам». Представляется, что они и явились первыми язычковыми фоноинструментами у древних бурят. Возникли свистящие стрелы в качестве государственного инструмента с пятью типами, по количеству отверстий у хунну (209 г. до н.э.). Так, свистящие стрелы с одним отверстием символизируют императорские распоряжения ( в память о создателе инструмента шаньюе Модэ), с пятью – звучание Вселенной, которое воплотила пентатоника.

Некоторые исследователи по праву определяют пентатонику как звуковую визитную карточку бурятской культуры. А Википедия прямо обозначает, что ладовой основой бурятской музыки является пентатоника. Наиболее популярен пентатонический звукоряд при многоголосных хатар нааданай дуунууд (песнопения исполняемых на больших празднествах) имеющих во многих случаях сакральный обрядово-ритуальный характер. Таким вот образом проявляется неподдельное уважение и отношение к свистящей стреле как к инструменту, имеющему повышенный социальный статус, сохранилось до наших дней. 

Еще раз хочу обратить ваше внимание, что исполнительство на бурятских народных инструментах традиционно было сольным, в народной практике отсутствовало ансамблевое исполнительство.

Сегодня практикуется оркестровое исполнительство, начало которого положено в конце 1930-х годов, в период подготовки и проведения в Москве, 1 Декады искусства молодой бурят-монгольской республики в состав которого тогда еще входила Иркутская область и Забайкальский край. Первым руководителем и дирижером оркестра бурятских народных инструментов является Исидор Львович Рык. Он был приглашен из Москвы для организации творческого коллектива. Для создания уникального оркестра были изучены, усовершенствованы и систематизированы национальные инструменты бурят. Была проведена колоссальная, кропотливая работа. Организаторам пришлось пройти этап реконструкции «забытых, утраченных» инструментов. Происходил тщательный процесс возвращения в современную культуру исторически старых инструментов, когда надо было изучать еще и звуковые возможности реконструированного «новодела». В состав оркестра были включены Струнные инструменты – семейство усовершенствованных хуров, представляющее пять видов (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас), хучиры, шанзы, иочины; Духовые – это лимбэ, сур, бишхууры, ухэр-бурэ; ударные – хэнгэрэг, дударма, сан.

Исходя из перечисленного списка нужно отметить, что в данный состав оркестра были включены и буддийские культовые инструменты, которые с распространением буддизма получили широкое народное призвание.

Проведенная в короткие сроки, титаническая работа дирижера и энтузиастов по созданию оркестра, ко всему это были и ежедневные многочасовые репетиции, индивидуальные занятия (ведь большая часть оркестрантов не знали элементарной музыкальной грамоты). Не было и репертуара для бурят-монгольского оркестра, данная работа венчалась огромным триумфом I декады бурят-монгольского искусства в Москве: Столичная пресса писала – «Надо поистине всей душой любить свое искусство, чтобы столь короткий срок научиться исполнять классические произведения с такой волнующей силой. Народ может гордиться своим оркестром, который показал, что он таит в себе такие возможности».

Появление оркестра бурятских народных инструментов, безусловно подняло и обогатило национальную культуру, раскрыв ее колорит и самобытность… Создалась крепкая профессиональная база, способствующая повышению профессионализма сольного и коллективного искусства игры. Было создано множество музыкальных произведений, в том числе на основе устного фольклора, сохранились и дошли до наших дней нотированные, оркестрованные народные песни.

Эти процессы привели к тому, что в настоящее время развитие исполнительства на инструментах происходит не обособленно, а параллельно с другими видами музыкального искусства, и обусловлено, в первую очередь, эстетическими запросами и приоритетами современного общества.

Теперь, собственно о музыкальных инструментах являющихся основой оркестра БНИ:

DSC_0172.JPG

Морин хуур , бурятское или монгольское обозначение одно – или двухструнного смычкового музыкального инструмента, широко распространенного среди скотоводов – кочевников. Он имел деревянный корпус, чаще всего трапециевидной формы. В зависимости от основного рода занятий населения того или иного района и, соответственно, материала, из которого изготавливался инструмент, хуур имел несколько разновидностей: Бортого – изготовленный из деревянного ведра, (бадьи), Сууха хуур – изготовленный их мочевого пузыря, Шанаган хуур – изготовленный из ковша, Хилгааhан хуур – «волосяной» хуур и др.

Головка грифа Морин-хуура традиционно изготавливается в виде головы коня, корпус деревянный, струны и смычок выполнены из конского волоса. В прежние времена хуур был двухструнным, чаще квинтовой настройки. На современном хууре четыре струны, корпус изготавливается из дерева. С глубокой древности Морин-хуур используется для сопровождения протяжных и героико – эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент. Имеет яркий тембр с мягким глубоким звучанием.

Морин-хуур это уникальный инструмент кочевников Центральной Азии. В 2003 году ЮНЕСКО включила его в список объектов нематериального культурного наследия человечества. Бурят – Монгольские народы сравнивают звук морин-хуура с ржанием коня или дуновением ветра в степи. Впрочем, и само название инструмента состоит из двух слов, означающих «лошадь» и «струна». В древности этот инструмент был обязательным атрибутом в юртах кочевников. Существует множество красивейших легенд о появлении этого музыкального инструмента.

В оркестре бурятских народных инструментов хуур является ведущим инструментом.

DSC_0222.JPG

Разновидностью хуура является хучир, отличающийся формой корпуса-резонатора и, как следствие, тембром, который имеет серебристый оттенок.

Хучир – древний смычковый двухструнный с длинным грифом без ладов и выпуклым корпусом. Корпус изготавливается из дерева и имеет цилиндрическую, коническую, с открытого конца затягивается кожей или закрывается декой из дерева. Струны изготавливаются из конского волоса. Что касается происхождения самого инструмента, то вопрос остается открытым. Так, некоторые исследователи считают хучир исконно монгольским инструментом, объясняя это тем, что слово хуу означает «монгол, монгольский». Примечательно, что в Китае хучир считается «инструментом северных варваров», т.е. монголов.

Scan-120214-0048.jpg

Следующий инструмент-это ятага – монгольская щипковая цитра. Происходит от монгольского слова «ятыган», что означает «лежачий» и характеризует положение инструмента во время игры. Звук извлекается защипыванием струн пальцами правой руки и, нажимая левой рукой на струны, можно добиться вибрации звука. Аналогами ятаги являются малайзийский кереб, китайский цинь, гучжене, вьетнамский транх, японское кото, корейский каякагым.

DSC_0142.JPG

Следующий инструмент – иочин – струнно-ударный инструмент с завораживающим, кристально-металлическим, звонким звуком. Этот инструмент под различными названиями и с определенными конструкторскими отличиями известен у многих народов как Востока, так и Запада. Он имеет деревянный трапециевидный корпус, на которых натянуты металлические струны. Звук извлекается посредством удара о струны палочками (деревянными, тростниковыми, бамбуковыми) с утолщением на концах. В оркестре играет как аккомпанирующую, так и мелодическую роли.

DSC_0325.JPG

Лимба – духовой музыкальный инструмент, род поперечный флейты. Распространены в Бурятии, а также в Монголии. По мнению нашего известного (музыковеда, фольклориста), Д. С. Дугарова бамбуковые лимбы были привнесены в Забайкалье из Северного Китая в 5-6вв. древними уйгурами, а затем позднее поступали к нам через монголов. Изготавливается обычно из бамбука. Длина – около 60см. Звук лимбы звонкий, сильный, пронзительный, имеет хроматический звукоряд. В оркестре обычно поручают главную мелодию произведения.

DSC_0262.JPG

Чанза – бурятский струнный плекторный музыкальный инструмент, имеет монгольское происхождение. Хотя в некоторых источниках указывается китайское происхождение. В Бурятию шанз (монгольское название инструмента) был привезен из Монголии в конце 30-х г.г. 20 в. Усовершенствованный инструмент – чанза – имеет цилиндрический корпус. Мембрана изготавливается из змеиной кожи или из шкуры козы. На чанзе натянуты 4 металлические струны. Существует несколько оркестровых разновидностей этого инструмента: прима, альт, тенор, бас и контрабас. В оркестре чанзам чаще всего поручается роль аккомпанимента, но и выступают с тематическим материалом, и с небольшим соло. В народной практике чанзой нередко сопровождается пение.

1111.jpg

Эвэр-бурээ – широко распространенный деревянный духовой инструмент среди бурят и монголов. Первое упоминание о эвэр-бурэ указано в монгольской летописи в 412 году во время правления Хубилай-хана. Исполнители на эвэр-бурэ входили в состав придворных музыкантов хана. Эвэр-бурэ полностью был сделан из рога и инструмент издавал только один звук. Инструмент чаще использовали для озвучивания обрядов и молебнов. В составе оркестров и ансамблей, исполняет партию баса. Реконструкцией инструмента начали заниматься с 1959 года. Тембр звука приобрел бархатный оттенок и более красочное звучание за счет увеличения размера раструба. В оркестре занимает аккомпанирующую, так и солирующую роли, но чаще всего аккомпанирует.

1a6947ffe1ed5fd78d0ed3571580debc.jpg

Одним из наиболее древних музыкальных инструментов бурят является Суур. Это деревянный духовой инструмент типа продольной свистковой флейты, который изготавливали из дерева (сосны и ели). Бурятский суур имеет 4 игровых отверстия.

Это конечно не полный представленный список бурятский инструментов.

Феноменальной особенностью бурятской музыкальной культуры является еще и то, что она принадлежит к трем регионам России и пяти регионов в двух государствах, Монголии и Китае. Живущие буряты в этих восьми регионах, в трех абсолютно разных странах сохраняют и развивают по сути одну и ту же музыкальную культуру. Такое же положение дел и в области бурятских национальных инструментов. Восемь векторов развития, которые взаимовлияют, взаимообогащаются или обосабливаются. И каждый в своем творчестве прав.

Надо признать, что сегодня, традиционные народные музыкальные инструменты практически вышли из употребления, а игра на инструментах, изготовленных на уровне новейших технологий имитирующих аутентично древние традиционные до искусственно созданных нетрадиционных звуковых красок требует глубокой профессиональной подготовки разительно отличающейся от традиционных.

Трансформируется собственное содержание бурятской народной музыки превращаясь из функционально-синкретичного в современное состояние с его бесконечным разнообразием, включая и народную музыку других народов и стран.

Процесс усугубляется практически абсолютным исчезновением творцов, хранителей бурятских музыкальных инструментов.

Глобализация с введением новейших технологий выводит жизненный уровень населения округа на современную ступень и организует инновационное культурное пространство. Меняются музыкальные образы, временным изменениям подвержено исполнительское мастерство и зрительское восприятие. Это закономерное обновление этнической музыкальной культуры, чревато разрушением традиционных связи поколений и грозит полностью исчезновением творческого опыта наших предков, являющегося уникальным собственным выражением. В этом плане видится, что оркестры народных инструментов являются не только проводниками, но и хранителями национальной музыкальной культуры и конечно народных инструментов создающих уникальную и хрупкую самобытность.

Так как инструментальный фольклор наиболее способствует духовному развитию личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, в том числе через изучение структуры народных инструментов, традиционной технологии из изготовления, исполнительских приемов, характера бытования, функций музыкальных инструментов в традиционной и современной культуре.

Возникает необходимость акцентировать значимость в сфере традиционного народного творчества, культуры в целом – деятельность оркестров народных инструментов. Их прямое отношение к формированию культурного потенциала.

Мне не удалось затронуть многие спорные вопросы, касающиеся воссоздания, совершенствования традиционных бурятских музыкальных инструментов и применения их в современной музыкальной практике.

Так же решения множества задач и проблем в том числе и кадровая…

Главную цель творческой деятельности, это пропаганда народной музыки, сохранение и развитие бурятской музыкальной культуры, возрождение народных музыкальных традиций, и исполнительства на народных инструментах мы стараемся нести и неплохо, я думаю, выполняем.