
Бурятские свадебные обряды это столетиями сформировавшиеся действия, каждое из которых символично для благополучия и процветания рода. Их особенностью является разнообразное исполнение «Наадан» («Басханай наадан») и «Хурим» в реальной свадебной практике шести районов Прибайкалья, имеющем одно представление об устройстве семейной (родовой) иерархии, миропонимании и предназначении.
В свою очередь, сформировавшийся на этих базах национальный менталитет в последнее столетие модифицирует свое отношение к свадебным традициям. Благодаря реконструкции свадебного обряда фольклористом Э.Б. Башхановым (на основе вышеназванного материала), у нас появляется возможность достоверно преподнести ключевую часть свадебного церемониала через образное пластическое решение.


"Хуурим Наадан"
Автор: Толстикова А.В
Источник постановочной работы - запись сценария театрального бурятского студенческого сообщества г.Иркутска 19 век и музыкальный материал был заимствован у фольклориста, заслуженного деятеля культуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Э.Б. Башханова.
Либретто, общее руководство –А.В. Толстикова. Аранжировка музыкального материала – Дмитрий Карелов.
Постановка танца - продукт совместных усилий, где наиболее ярко себя проявили Ч. Тыхеев, Л. Хусаева, С.Доржиева, С.Дамбаев, А. Жигжитов.

Танец заключает в себе два самостоятельных события, в действительности каждый из которых содержит множество предсвадебных торжеств, обрядов и ритуалов. Первое, «Наадан» («Басханай наадан») - заключительное свадебное мероприятие со стороны родственников невесты, своеобразные проводы невесты в дом жениха.
Второе «Хурим» - свадьба со стороны родственников жениха. Где в повседневности близкие и родные невесты, во благо ее будущей семейной жизни, до захода солнца покидают торжество.
Композиция танца объединяет два важных события (что стало приемлемым и в быту), а так же предшествующие им торжественные моменты. Постановщики задают определенную сюжетность применяя иллюстративный подход к обрядности сватовства, бракосочетания, первой брачной ночи, завуалировав или обойдя иные этапы. В композиционном решении, именно иллюстративная часть становится кульминационным моментом и ценным фольклорным элементом постановочной работы.
Пластически-танцевальное решение танца выстроено на предполагаемом эмоционально - поведенческом образе участников события, ехорных и застольных бурятских движениях характерных по исполнению для прибайкальских бурят конца 19-20 века. В свадебной обрядности используется не сомкнутость круга обозначающая начальный этап образования новой общности, продемонстрирована главенствующая позиция стороны жениха с последующим включением в танец стороны невесты.
Подтверждением образования нового мира состоящего из двух родов демонстрирует завершающий танец. В данном прочтении, ехор так же символизирует магический круг защищающий центр новой жизни, что является сакральным содержанием семантики кругового танца.
«Хурим-Наадан» по своей живописности ярок и эмоционален, в нем отражены разные стороны жизни бурят. Более того в формировании пластики «Хурим-Наадан» играл большую роль крой костюма определяющий манерность его ношения. Например, движения женщин всегда были зависимы от тяжеловесной структуры костюма бурятской женщины (от комплекса шестикилограммовых украшений и тяжелой полуторакилограммовой обуви). Степенность характера сковывала движения исполнительницы, не давая возможность придать определенную радость в исполнении.


В танцах прибайкальских бурят, как неоднократно отмечали исследователи Русского географического общества, всегда присутствует мощный фундамент этнического воспитания, который включал передачу знаний о духовной и материальной культуре. Постановщики танца старались следовать данному принципу, рассматривая «Хурим-Наадан» не как социальное явление в жизни бурятской семьи-рода, а как сформированное в социуме семьи-рода искусство традиционного образования семьи (с мощной духовной базой).

